Состоялось обсуждение притчи о богаче и Лазаре

25 октября состоялась новая встреча Евангельских чтений. На встрече читалось и обсуждалось Евангелие от Луки глава 16 стихи 19-31 (Лк. 16:19-31). Это  притча рассказанная Иисусом Христом о богаче и нищем Лазаре, об их жизни и загробной участи.

«19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.»

В этой притче мы видим богача одетого в виссон (нижняя одежда из хлопка, белого цвета) и порфиру (верхняя одежда из шерсти, крашеная в красный цвет). Этот богач каждый день пиршествует блистательно, больше ничего о нем Господь не говорит. Не сказано, что он был праведным или грешным, указано только на отношение богача к своему богатству. Он использовал свои ресурсы для проведения увеселительной жизни.

Если подумать, мы все, как этот безымянный богач, одеты в хлопок и шерсть (тепло и красиво), трудимся ради денег и если бы могли, устраивали бы себе ежедневные завтраки, обеды и ужины в шикарных ресторанах с веселой компанией родственников и друзей. Мы все стремимся к обогащению, чтобы усладить свое тело и этим думаем обрести радость в душе.

С другой стороны, рядом при дверях дома богача жил выброшенный туда Лазарь (значение имени «Бог помощь») он был очень болен, его тело было в ранах, покрытых гнойными корочками (струпьями) он мечтал напитаться крошками со стола богача, но не мог. Он был так слаб, что не мог отогнать нечистых животных, собак (по ветхозаветной вере прикосновение к ним оскверняло человека. Всеми брошенный Лазарь, оскверненный, испытывающий боль от ран по всему телу и мучимый голодом.

И вот он умер, и говорит Господь: «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово», что это за место доподлинно неизвестно. По ветхозаветной вере все и грешники и праведники попадали в шеол (у нас переводят ад), место где люди пребывали без тел, ожидая своей окончательной участи, но как видим и там было разделение, непреодолимая пропасть. Что же это за лоно Авраамово? Мы не знаем, но можем вспомнить, кем был Авраам. Его называют отцом верующих, он является в Библии первым человеком, полностью доверившимся Богу и принявшим Его волю о себе. Он уходит из родных мест в неизвестность, ждет до самой старости обещанного наследника, а потом соглашается принести его в жертву Богу. Возможно, глядя на эту готовность, Господь фактически приносит в жертву своего единородного Сына Иисуса Христа.

А нищий Лазарь, ничего в своей жизни не сделавший и не добившийся, попадает к Аврааму, почему? Очевидно, он в чем-то уподобился Аврааму, может быть в нищете? Нет, мы знаем из Библии, что Авраам был очень состоятельным человеком, можно сказать богатым. Остается одно, Лазарь также принял волю Господа о себе, как и Авраам. Нищий Лазарь научился без ропота терпеть происходящее зло и благодарить Бога за всё. И этого оказалось достаточно, чтобы спастись. Он оказался среди тех, кого освободил Христос из шеола, вместе с Авраамом и другими праведниками (мы помним, что это притча, но она выражает реальность). Праведность – это принятие воли Господа о себе, без ропота и осуждения.

Что же безымянный богач. Он также умер и попал в шеол, но только не на лоно Авраама, а в геену огненную, место мучений подобное помойке рядом с Иерусалимом где постоянно жгли мусор (можете представить вонь и мучительность условий для того, кто привык каждый день блистательно пировать). При этом и богач, и нищий Лазарь видят и понимают состояние друг друга. Богач не возмущается и не спрашивает, за что с ним это. Он просит для себя физического облегчения, но это невозможно.

Почему же все именно так? Почему, очевидно, неглупый богач, который в момент страданий думает о своих братьях и просит у Авраама об их вразумлении, оказывается в таком положении? Здесь самое время вспомнить мысли святых Отцов о различном действии любви Божией на посмертное бытие человека в зависимости от его духовного устроения.

Ад и Рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности — любви Божией. Люди воспримут соответственно своему устроению либо просвещающее, либо мучающее свойство благодати. У некоторых святых Отцов ясно выражена мысль о том, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия людей и ангелов. Но не Бог сотворил это различие, а сами люди и ангелы, различным образом воспринимающие Любовь Божию, щедро изливаемую Им на всех без исключения в каждый момент нашего существования, земного или посмертного.

Что сделал с собой богач за время своей земной жизни? Человек каждый день пиршествовал блистательно, привык к роскоши, вкусной еде, дорогим винам, не мыслил себе жизни без удовлетворения множества своих прихотей. И вот он умирает, в один момент лишившись всего, что обеспечивало ему это удовлетворение.

В загробном мире нет ничего, что могло бы сделать его счастливым. Его терзают неудовлетворенные желания и сознание того, что все цели, которые он ставил перед собой в земной жизни, оказались ложными, а все его достижения и богатства — абсолютно бесполезными в этой новой и страшной для него ситуации.

В этой притче Господь показывает нам, насколько абсурдны наши стремления заработать денег, чтобы обеспечить себе телесное услаждение. Да, это возможно, мы можем получить в этой жизни кратковременное утешение и радость благодаря деньгам. Однако, после смерти это приведет нас к мучениям. Какое же нам можно получить утешение, чтобы оно не отнялось у нас ни в этой жизни, ни после смерти? Утешение такое возможно только от Господа Духа Святого Утешителя. Приняв волю Божию о себе, мы сможем принять и Духа Святого и получить от него утешение и в этой жизни и в будущей.

Любой же заработок нужно осуществлять, только имея какую-то благую цель. Накормить, напоить, одеть и дать крышу над головой нуждающимся, в том числе собственным детям. Помогать людям и приобретать друзей богатством неправедным (Лк 16:1-15), чтобы была компания в пути на небо.

Как сказал, Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф 6:33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *